?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мда,соотношение похвал к критике с моим бывшим начальником было 1:3-5, с кембриджской крокодилицей порядка 1:10-15 хотя.... на последний драфт статьи уже после 3 раундов вычитки начальницей и соответственно моей проработки на их основании я получила 127 (ворд посчитал есличе) комментариев, мягко сказать убийственных.

Может, послать им обоим эту статью на почитать-подумать, почему студенты, аспиранты и постдоки разбегаются или сильно болеют? Подозреваю, что здесь уже ничего не поможет....

Originally posted by rikki_t_tavi at Что наука говорит о критике и похвале
 Два последних поста про критику и похвалу ( тут и тут) повели меня почитать, что пишет про это официальная наука. Оказалось, очень интересно.

Например, в исследованиях рабочих коллективов при рассмотрении всего, что влияет на их эффективность, самым главным влияющим фактором оказалось отношение количества похвал к критике. ( Отличная идея! - Что за фигня твоя идея!)

Выяснилось, что у всех команд с очень высокой эффективностью и успешностью это соотношение было 5,6 к 1. То есть на каждое одно  критическое замечание приходилось почти шесть одобрений и похвал.

У команд со средней успешностью это соотношение было 1,9 к 1. То есть две похвалы на каждую критику.

И у команд с низкой эффективностью это соотношение было 0,36 к 1. Или почти три негативных высказывания на каждое одно положительное.

Вывод науки - похвалы гораздо более эффективны, если вы хотите лучшей работы и быстрейшего продвижения. Критические негативные коменты в хорошем случае вовсе не подразумевают уничтожительных и унижающих ремарок, а  прямых высказываний, если  дальнейшее дело нужно прекратить, неверное поведение остановить, или приступить без откладывания к нужному немедленно.

( интересно было еще то в исследованиях, что критика плохо действующих руководителей заставляла их значительно исправляться - подниматься до средних. Но, как говорят исследователи, это и понятно - чем хуже что-то делает человек, тем больше у него возможности для исправлений и  относительного продвижения вперед. У высокоэффективных специалистов не так много возможностей улучшить  свою производительность, правда? Но когда руководители ужу были в разделе средних на пути к хорошим, похвалы действовали на улучшение гораздо больше)

В российской ментальности существует некое встроенное уважение к ругани и поношению, в каждом разговоре об этом приводят примеры спортивной злости - человека всяко поругали, а он сжал зубы и  достиг высот. Как я понимаю исследования, руганью можно улучшить кого-то, кто вообще лежит на диване - дать ему пинок заняться, но в занятиях похвалы действуют намного эффективнее. Не говоря уже о том, что человеку не подрывают самооценку и надолго не создают проблем с уверенностью в себе.

Моя детка в четыре года ходила на гимнастику. Это была спортивная школа олимпийского направления, вела ее какая-то олимпийская чемпионша.  Я  к спорту равнодушна, детка скорее всего тоже. Она занималась с огромным удовольствием в большом зале на ковре, ей все нравилось, но талантов у нее  никаких не было. И вот  к весне малышкам этим устроили экзамен, очень торжественно - комиссия, все родители нарядные. Сначала они выступали всем коллективом в зале - расставленные как шахматные фигурки, делали под указания разные упражнения. Наша смешила весь зал тем, что у нее было отличное чувство публичного одиночества и из задних рядов на ковре она вслух комментировала, что делает.

Затем их вызывали по одному перед комиссией за длинным столом и они делали какой-то набор упражнений. Наша сделала их очень смешно, получила что-то вроде полутора баллов из пяти и прибежала к нам страшно веселая, довольная  и гордая- вы видели, как я выступала? Видели, мне баллы  дали?

Мы с нею поднялись  наверх на балкон над залом, чтобы смотреть сверху. Балкон был полон других мам. Я заметила одну -  крупная блондинка, она сидела в окружении других, как  пчелиная матка. Среди малышек четырехлетних некоторые были очень хороши - у них были профессиональные купальнички, они были маленькие и легкие и делали упражнения очень четко и напряженно. И вот одна из них, с туго затянутыми волосами, в своем блестящем купальничке робко появилась на балконе. Я видела ее выступление - по сравнению с нашим  ребеночком она выглядела суперпрофессионально - маленькое сосредоточенное личико, стиснутые губы, четкие движения, закончила очень точно, подняв маленькие ручки.

Внизу, как мы свою, ее никто не встречал. Она робко поднялась на балкон и неуверенно пошла к группе матерей, там щебетавших. Когда дошла до них, пчеломатка в крупных блондинских кудрях развернулась к ней, лицо ее исказилось и она заорала:
- Ну, и что это было?? Что ты там раскорячилась, как корова на унитазе?? Идиотка?

Я вздрогнула, девочка вздрогнула, закусила губу, глаза ее глядели в пол,  на лице ее не было никакого выражения, и это отсутствие выражения казалось отчаянием. Она так и стояла чуть в отдалении с напряженным стиснутым личиком и только вздрагивала слегка при каждом новом крике. Мать так и не слезла со стула, не подошла к ней, продолжала сидеть в группке женщин и кричать на девочку, которая в своем спортивном трико стояла перед ними.

Я пришла в такой ужас, что испытываю его до сих пор. Какая разница в этом дне была для двух четырехлетних девочек - нашей, которая сделала все ужасно, но с восторгом, была встречена родителями, похвалена, счастлива, у нее был праздник - и вот этой чужой, которая была в сто раз лучше нашей, сдала экзамен  в сто раз красивее и четче - и сейчас стояла, вздрагивая и сдерживая слезы, под вульгарнейший ор своей упивающейся властью матери.

И когда мне говорят про "спортивную злость" - я вспоминаю сразу вот это.

Кстати,  исследования рабочих коллективов неожиданно нашли подтверждение в исследовании семейных пар. Ученые изучали новопоженившихся и смотрели, чем закончится брак - разводом или они будут жить долго и счастливо. И опять самым большим фактором, это предсказывающим,оказалось соотношение похвал и критики.  По новобрачным можно с большой долей вероятности предсказать судьбу их брака. У благополучных исходов соотношение похвал и критики оказалось очень близким к результатам исследования рабочих команд - пять похвал на каждое негативное высказывание. У тех, кто разведется, это соотношение было 0.77 к 1 - или примерно четыре ругательских на каждые три похвалы.

Так что вывод ученых однозначен - хотите хорошего - хвалите в шесть раз больше, чем ругаете. ( Заодно можете посмотреть правде в глаза - делают ли окружающие так по отношению к вам)

( статья на английском про это)

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
sister_le
Jul. 9th, 2013 12:03 pm (UTC)
А че тут - вывод науки?! Каждый поймет, если на себя прикинет,что хвалить - значит стимулировать.Те, кто мало хвалит - просто ИМХО загнобленые в детстве.Мой муж, например, хвалить не умеет.Сын страдал от этого очень.
rainbow_end
Jul. 9th, 2013 02:27 pm (UTC)
Знаешь, некоторым вот такие статьи подсовывать нужно, чтоб дошло... Меня тоже в детстве не хвалили, даже наоборот, но именно поэтому я и дочку и своих студентов стараюсь хвалить (но да, в меру ;)) и поддерживать. Или это потому, что у женщин, как правило, мудрость срабатывает??
sister_le
Jul. 9th, 2013 04:23 pm (UTC)
То ли мудрость... То ли мужики хотят видеть в сыновьях самого себя - недостигнутое совершенство. Муж же заклинен на математике, фанат,но ничего так и не добился. Область не здорово востребованая (физик-теоретик), попал после распределения как еврей тоже не туда, натура скорее актерская, чем исследовательская(талантлив,но ленив).Вот и сын трудиться не умеет.Берется с блеском, потом интерес пропадает,вянет и ... В результате - остроумец-сибарит.А ведь IQ еще в 20 лет был 135.Моя боль...
( 3 comments — Leave a comment )